Грузоперевозки после COVID-19: прогнозы и варианты развития

Транспортные и логистические компании в течение четырех лет ждет трудное восстановление докризисных показателей - за исключением некоторых сегментов, которым удастся вырасти по сравнению с 2019 годом. Отрасли придется адаптироваться к новым экономическим реалиям. Об этом говорят исследования рынка грузоперевозок США.

Индустрия грузоперевозок и логистики хорошо справилась с краткосрочным кризисом. Но что ждет ее в будущем? Существует подтвержденная временем тенденция к снижению интенсивности перевозок (отношения внутреннего грузооборота к ВВП). По опыту прошлых лет, с 1990 года интенсивность неуклонно снижалась, пока не стабилизировалась после сильной рецессии 2009 года. Другими словами, в экономике фокус смещается с тяжелой промышленности и производства других товаров, требующих транспортировки, в сторону более легких производств и сферы услуг.

Полное восстановление отрасли грузоперевозок займет от трех до пяти лет. Это будет трудный период, несущий серьезные испытания для компаний. Причем скорость восстановления показателей будет зависеть от используемого вида транспорта и перевозимого товара. Отрасли, работающие с минералами, керамикой, глиной, цементом, сельскохозяйственными и пищевыми продуктами, а также фармпрепаратами, вероятно, будут расти быстрее и устойчивее, чем другие. Транспортные компании, которые адаптируют товарные портфели к грузоотправителям из этих секторов, смогут ускорить собственное восстановление, сократив на целых два года время, необходимое для возврата к объемам 2019 года.

В этой статье мы рассмотрим перспективы грузоперевозок в конкретных секторах и поделимся мыслями, как компании смогут наилучшим образом справиться с последствиями кризиса.

 



Грузоперевозки: рост отдельных секторов на фоне тяжелого восстановления отрасли  

Около половины руководителей транспортных компаний США считают, что, вероятнее всего, после пандемии экономика будет восстанавливаться с трудом: после второй волны рост показателей замедлится, а ВВП восстановится полностью только в 2023 году.

В этом сценарии траектории восстановления различных секторов экономики значительно различаются. Сфера услуг (включая здравоохранение, информацию, связь, бизнес-услуги и образование) восстановится после текущего спада быстрее всего и достигнет докризисных значений ВВП к IV кварталу 2022 года. Промышленность (например, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, текстильная) не успеет полностью восстановиться даже к 2024 году.

Ожидается, что тоннаж основных товаров значительно вырастет к 2024 году из-за вероятного скачка интенсивности перевозок. Тоннаж промышленных товаров (угля, машин, оборудования), вероятно, наоборот, сократится в период с 2019 по 2024 год. Возможно, увеличится тоннаж грузоперевозок в сфере электроники, услуг, сельского хозяйства и пищевой промышленности – из-за восстановления ВВП и изменения интенсивности перевозок.

Последствия кризиса в зависимости от вида транспорта

Характер восстановления показателей для разных видов транспорта, а также для отдельных перевозчиков, будет зависеть от их товарного профиля, создавая разрыв в их производительности. Согласно большинству сценариев, грузоперевозчики, использующие грузовики с полной (ПЗ) и неполной загрузкой (НЗ), восстановятся быстрее, чем компании, использующие другие виды транспорта, из-за разницы в товарных профилях. Грузовой автотранспорт перевозит значительную часть товаров с быстрым оборотом: сельхозпродукцию, продукты питания. Он обслуживает интернет-торговлю и получает выгоду от ее развития. Кроме того, в структуре грузоперевозок с ПЗ значительная часть товара (16%) – быстро оборачиваемые базовые товары.

На восстановление грузовых авиаперевозок потребуется четыре года. Ведь крупнейшие отрасли в товарной структуре авиаперевозчиков – легкая техника (28%) и электроника (18%). Эти товары дают более медленный возврат. А вот объемы железнодорожных перевозок, вероятно, восстановятся еще позднее из-за высокой доли угля, нефти и газа с еще более медленным возвратом. Для всех видов транспорта спрос достигнет дна в 2020 году, а затем начнется восстановление.

Хоть перспективы и неутешительны, вероятно, некоторые секторы будут расти, особенно доставка для электронной коммерции и доставка «последней мили». Этими возможностями смогут воспользоваться даже компании, слабо представленные в этих секторах. Конечно, ближайшие 3-4 года будут трудными, но сегодняшняя ситуация ощутимо лучше, чем в 2008 году. Тогда грузовым компаниям с полной загрузкой понадобилось восемь лет, чтобы вернуться к докризисному уровню. По этому показателю текущий прогноз выглядит достаточно мягким.

Интенсивность перевозок по секторам

Интенсивность грузоперевозок сильно варьируется в зависимости от сектора экономики. Сфера услуг мало зависит от грузоперевозок, в отличие от деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности. В некоторых секторах для доставки того же количества товаров просто требуется меньший тоннаж; поскольку это соотношение поменялось, рост в соответствующем секторе может не означать роста грузоперевозок.

Эти соотношения довольно стабильны, но все-таки меняются. Недавний рост показателей интенсивности отразил изменения в спросе и в способах доставки товаров. Например, сервисные компании исторически не зависят от регулярного транспорта, и в последние годы эта тенденция усилилась. А сельское хозяйство и пищевая промышленность, для которых изначально характерна высокая интенсивность грузоперевозок, увеличили этот показатель за последние несколько лет, поскольку на традиционном пути от производителя к потребителю электронная коммерция добавила несколько промежуточных шагов – распределительных центров.

Учитывая исторические тенденции и условия в каждом секторе, мы можем спрогнозировать возможные изменения в интенсивности грузоперевозок по каждому из секторов. Некоторые недавние тенденции сохранятся и даже усилятся в течение следующих четырех-пяти лет.

Категории, в которых интенсивность перевозок высока и продолжает расти, должны больше всего заинтересовать грузовые компании. При прочих равных условиях, повышение интенсивности перевозок основных товаров, которые и без того являются грузоёмкой категорией, приведет к значительному увеличению тоннажа; а для электроники эта закономерность соблюдаться не будет.

К чему и как готовиться грузовым и логистическим компаниям

Грузовые и логистические компании приобрели вес в глазах клиентов. Долгое время считалось, что отделы закупок могут диктовать им свои условия. Но из-за кризиса вопросы доставки во многих компаниях попали в фокус высшего руководства – ведь грузоотправители стремятся повысить устойчивость цепочки поставок. Грузовые и логистические компании должны максимально использовать эту возможность. Транспортной сфере предстоит нелегкая работа. К тому же, в ближайшие три-пять лет спрос на логистические услуги будет снижаться. Но у компаний, готовых внедрять инновации и превосходить своих конкурентов, будет шанс проявить себя.

Однако давайте сначала осознаем экономическую реальность пандемии. Одно из ее возможных последствий - шоковое падение спроса и, как следствие, снижение объемов и выхода продукции. Это может превратить прибыльную компанию в убыточную.

Перед лицом этой реальности ведущие компании будут действовать в трех направлениях. Во-первых, они сделают смелые шаги в отношении дискреционных расходов и расходов, не связанных с персоналом. Большинство логистических компаний много тратит на транспортировку, техобслуживание, топливо и запчасти - часто до 50% общих затрат. Эти затраты будут снижаться по мере уменьшения объемов, но ведущие компании этого не ждут. Для них это возможность пересмотреть свои расходы, оценить риски и подготовить новые стратегии эффективного ценообразования и формирования спроса для отдельных категорий.

Во-вторых, в бизнес-моделях компаний большое внимание отводится областям роста, которые в ближайшие годы станут сильнее. Конечно, у каждой компании есть ключевые клиенты и сильные позиции в определенных товарных группах. Но самое быстрое восстановление экономических показателей ожидает те компании, которые смогут выявить отрасли и рынки с самым быстрым темпом роста – и начнут переводить ресурсы отделов продаж и операционных подразделений на обслуживание этих рынков. Таким образом, откорректировав бизнес-модель и распределение ресурсов в пользу товаров, меньше других пострадавших от кризиса COVID-19, можно ускорить восстановление почти в два раза.

Наконец, ведущие компании, чтобы получить возможность влиять на выручку и чистую прибыль, вкладываются в информационные технологии. Перевозки - это бизнес, который десятилетиями оставался относительно стабильным. Ведь до тех пор, пока людям нужно будет перемещать грузы из точки А в точку Б, их и будут перевозить: грузовиком, поездом или самолетом (в каком-нибудь сочетании). И новичкам войти в этот бизнес всегда было непросто. Но, хотя физическое перемещение товаров будет всегда, цифровые технологии меняют способ взаимодействия перевозчиков с клиентами, поднимая планку скорости и опыта. Это можно понять по значительному росту цифровых стартапов в последние годы: они растут на 50% быстрее, чем перевозчики.

Ведущие компании понимают, что, если они не внедряют цифровые технологии, то станут неконкурентоспособными. Трансформация «в цифру» не проста, но мы уже видим первые истории успеха. А перспективы для тех, кто чего-то пассивно ждет, печальны.

Нет лучшего времени для прыжка, чем сейчас.





(на этот адрес придет письмо с подтверждением)

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я принимаю условия публичной оферты и даю своё согласие компании Мовизор на обработку персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой обработки персональных данных.