Эффект кнута в управлении цепочкой поставок

Если вы предприниматель, то, конечно, знаете, как важно управлять цепочкой поставок. Без этого вы не сможете достичь своих целей. Также чрезвычайно важно создать надёжную клиентскую базу.

Чтобы получить конкурентное преимущество, нужно обратить внимание на эффективную систему SCM (supply chain management, управление цепочкой поставок). Основные задачи, которые следует решить при этом, связаны с временем и процессом принятия решения о заказе, планированием, спросом на продукт, коммуникацией между подразделениями, задержкой в закупках и т.д. Проблемы на этих этапах могут привести к грубым просчетам.

Явление, о котором пойдет речь, известно как эффект кнута. Примечательно, что спрос на продукт влияет на товарные запасы компании. Часто компании закупают сырье и ресурсы согласно своему прогнозу. Это помогает им избежать задержек и вовремя удовлетворить потребности клиентов. Однако рынок подвержен изменениям, что может привести к проблемам в управлении цепочкой поставок, связанным со стоимостью, временем и количеством запасов.

Это происходит, когда компании значительно сокращают или увеличивают запасы. Экономисты называют это кнутом, потому что даже небольшое увеличение спроса может вызвать резкий скачок потребности в деталях и материалах на дальнейших этапах цепочки поставок.

Если вы разберетесь в деталях, то сможете избежать дорогостоящих ошибок.

 



Что приводит к эффекту кнута?

  • Группировка заказов
  • Колебания цен
  • Информация о спросе
  • Нехватка общения
  • Политика бесплатного возврата

Группировка заказов

Представьте, что каждый участник цепочки поставок получает от своих клиентов заказ определенного объема, а затем округляет его в большую или меньшую сторону, в зависимости от производственных ограничений – например, количества грузовиков или времени настройки оборудования. Чем больше участников цепи поставки практикует такой подход, тем больше проблем возникает.

Колебания цен

Если цены будут регулярно колебаться, то система SCM продемонстрирует вам эффект кнута. Скидки и другие изменения цен препятствуют формированию шаблона регулярных закупок.

Покупатели хотят набрать обороты за счет скидок, которые действуют непродолжительное время. Это приводит к нерегулярному производству, а данные о спросе на товар вводят в заблуждение. Как владелец бизнеса вы должны убедиться, что это никоим образом не мешает работе вашей SCM.

Информация о спросе

Пытаясь спрогнозировать будущий спрос на товар, аналитики берут за основу данные прошлых периодов. Это еще одна причина появления эффекта кнута, если в таких прогнозах не учитываются колебания цен и других показателей.   

Нехватка общения

Если нарушена связь хотя бы между некоторыми звеньями цепочки поставок, то автоматически возникают спорные вопросы, которые становятся угрозой для бесперебойного функционирования цепочки. Например, менеджеры в разных звеньях цепочки поставок могут по-разному определять спрос на товар и, соответственно, по-разному формировать заказ. Недостаток или отсутствие общения может привести к эффекту кнута, который наносит бизнесу вред.

Политика бесплатного возврата

Потребители могут искусственно завышать спрос, когда предложения нет, а затем, когда товар становится доступен, внезапно отменяют заказ. Это может привести к избытку материалов. И это тоже причина эффекта кнута.

 

Как эффект кнута влияет на время доставки и расходы компании?

Негативные последствия эффекта кнута могут дорого стоить любой компании. Чтобы учет запасов приносил пользу, нужно постараться. Это ежедневная работа, требующая определенной сноровки. Эффект кнута может привести либо к избытку, либо к нехватке запасов – и одно, и другое одинаково вредно для компании. Причин этому множество. Завышенные заказы, основанные на ошибочных прогнозах, часто приводят к неправильным уровням запасов.

Избыточные поставки товара дорого обходятся компании. И если спрос на продукцию не увеличивается, это может привести к огромным потерям.

С другой стороны, недостаточное предложение означает, что вы не можете удовлетворить потребности клиентов. Невыполненные заказы могут нанести вред. Тем самым вы испортите свои отношения с покупателями. Это повредит не только прибыли, но и репутации вашей компании на рынке. Клиенты дважды подумают, прежде чем размещать у вас заказ в будущем.

 

Как уменьшить эффект кнута?

Предлагаем вашему вниманию несколько методов, с помощью которых вы можете снизить влияние эффекта кнута.

  • Больше общайтесь, лучше прогнозируйте
  • Устраните задержки
  • Обеспечьте хороший клиентский сервис
  • Сократите сумму заказа
  • Примите и поймите эффект кнута
  • Совершенствуйте планирование запасов
  • Совершенствуйте планирование закупок сырья
  • Наладьте сотрудничество между менеджерами

Больше общайтесь, лучше прогнозируйте

Чтобы уменьшить влияние эффекта кнута, нужно сформировать хорошую стратегию, например, коммуникацию на протяжении всего процесса SCM.

Качество прогнозирования при этом растет. Поскольку менеджеры считают, что проще предсказать спрос со стороны конечных пользователей, чем со стороны фабрик, они обычно стараются игнорировать сигналы, отправляемые по цепочке поставок. Вместо этого они опираются на потребности конечных пользователей, которые легче прогнозировать и с которыми легче работать. Такие методы не учитывают ежедневные колебания.

Устраните задержки

Это еще один способ уменьшить эффект кнута в SCM. Время от заказа до доставки можно сократить вдвое как в реальных цепочках поставок, так и при симуляции процесса поставки.

Обеспечьте хороший клиентский сервис

Ничто не может сравниться с отличной коммуникацией и эффективной работой клиентского сервиса. При таком подходе поступление заказов может стать равномерным, а количество отказов – минимальным.  

Сократите сумму заказа

Чтобы выровнять спрос, попробуйте уменьшить сумму заказов. Предложите хорошие цены, чтобы клиентам было легко сделать заказ.

Примите и поймите эффект кнута

Это важно. Но, к сожалению, большинство предпринимателей даже не пытаются понять эффект кнута. Если вы не признаете и не принимаете его, проблем будет все больше. А если принимаете и понимаете, то можете получить подробный анализ запасов по учетным точкам от магазинов до поставщиков сырья. Анализ причин и правильные действия имеют огромное значение.

Совершенствуйте планирование запасов

Планирование запасов основано на сочетании: исторических моделей сезонного спроса, прогноза спроса, данных о выводе на рынок новых продуктов и снятии с производства старых товаров.

Уточняйте периодически информацию о величине «страховочного» запаса и диапазоне между максимальным и минимальным запасом по каждой складской точке. Запасы в сети складов должны быть сбалансированы с учетом регионального спроса на товары.

Совершенствуйте планирование закупок сырья

Чтобы избежать проблем с производством, менеджеры по закупкам обычно делают заказы заранее и хранят запасы сырья. Это необходимо согласовывать с планом производства. Объединение более крупных поставщиков с более мелкими также повысит надежность поставок.

Наладьте сотрудничество между менеджерами

Надо, чтобы менеджеры постоянно обменивались информацией, чтобы сгладить скачки спроса и предложения. Если отделы будут сотрудничать, то количество проблем уменьшится автоматически. Поощряйте регулярные структурированные совещания между департаментами.  

Вывод

Эффект кнута представляет угрозу для компании, и к нему не стоит относиться легкомысленно. Изучите это явление и примите необходимые меры. Вы можете предотвратить эффект кнута, выполнив вышеупомянутые шаги.

 

 





(на этот адрес придет письмо с подтверждением)

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я принимаю условия публичной оферты и даю своё согласие компании Мовизор на обработку персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой обработки персональных данных.